Благодаря богатым природным ресурсам и выбранной экономической модели, основанной на международной торговле, Казахстан достиг высокого экономического роста. В 2018 году 38% от общего объема продукции, произведенной предприятиями нефтегазовой и горно-металлургической отрасли, было экспортировано. В результате четверть ВВП страны и 44% государственного бюджета в 2019 году сформировано за счет добывающих отраслей. Сегодня объем ВВП страны достиг 60% ВВП Центральной Азии.
Вместе с тем, промышленные производства включая нефтегазовые и горно-металлургические, обладают высоким уровнем энергопотребления и загрязнения окружающей среды, что приводит к ухудшению экосистемы. По данным Германского агентства по развитию (GIZ) Казахстан занимает пятое место в мире по энергоемкости ВВП и второе по интенсивности выбросов (углеродоемкости) национальной экономики. Объем промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по итогам 2019 года достиг 2,4 млн. тонн, что составляет 139 тысяч загрязняющих веществ на человека (из которых 37,5% от общего объема выбросов приходится на угольные теплоэлектростанции, 29% – на горно-металлургический сектор, 21% – нефтедобыча).
Несмотря на общие тенденции снижения объемов нормативных эмиссий загрязняющих веществ по выбросам и сбросам существующая практика регулирования отношений в области охраны окружающей среды, а также методы экологического нормирования и контроля, по мнению международных экспертов, показывает неэффективность системы казахстанского природоохранного законодательства и его несоответствие международным принципам и тенденциям.
Так, по результатам замеров состояния окружающей среды, проводимого независимой экспертной организацией «AirVisual» (Швейцария) Казахстан по итогам 2018 года оказался в числе двадцати стран, где уровень загрязнения воздуха наиболее высок. Рейтинг был составлен на основе сравнения среднего показателя концентрации вредных частиц РМ2.5 в 73 странах мира. И Казахстан с показателем 29,8 µg/m³ превышает почти в три раза рекомендованную допустимую норму (10 μg/m3) Всемирной организацией здравоохранения. Загрязненный воздух негативно воздействует на население проживающих в промышленных регионах страны, растет смертность из-за болезней связанных с неблагоприятным экологической обстановкой (По данным ВОЗ смертность, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, в год составляет порядка 7000 человек).
И как отмечают эксперты GIZ, если не будут приняты более строгие меры, чем применяемые текущие природоохранные практики, Казахстан не сможет улучшить неблагоприятную экологическую обстановку в промышленных регионах страны и выполнить свои международные экологические и климатические обязательства.
Значительное ухудшение состояния окружающей среды, связанное с экономическим развитием, происходит практически во всех развивающихся странах, и как ожидается, продолжится в будущем. Возникает вопрос, как добиться экономического прогресса без ущерба для окружающей среды и жителей страны?
Одним из признанных передовых методов, применяемых в развитых странах (ОЭСР) по кардинальному снижению негативного воздействия промышленных предприятий и повышения их конкурентоспособности являются Принципы наилучших доступных технологий (далее НДТ). Разработанная и уже успешно себя зарекомендовавшая система НДТ позволила странам Европейского Союза существенно сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от электроэнергетических предприятий: диоксида серы на 77%, окислов азота на 40%, пыли/твердых частиц на 28% (с учетом преобладания газовой и атомной генерации), а также сбросов в водные объекты: хлорированных органических веществ на 33% и тяжелых металлов на 60% (данные Европейского агентства по окружающей среде за 2007-2017 г.г.).
Взятый Казахстаном курс на экологизацию своей экономики в рамках добровольно принятых на себя экологических обязательств предусматривает мероприятия по переводу на экологически-нейтральную хозяйственную деятельность промышленных предприятий первой категорий.
В настоящее время, в рамках новой редакции Экологического кодекса РК, одобренного в Мажилисе РК, предусмотрены механизмы, этапы и методы стимулирования по сбалансированному переходу промышленных предприятий на Принципы НДТ с 1 января 2025 года. При переходе на НДТ предприятия будут освобождены от платы за эмиссии. Для объектов, не перешедших на НДТ, ставки за эмиссии будут расти пропорционально в 2, 4 и 6 раз в течении жизненного цикла промышленных установок в качестве мотивационного механизма к экологизации производства, которого нет в действующем с 2007 года экологическом законодательстве. Основные методы и практики НДТ планируемых к внедрению в Казахстане предусматривают постепенное снижение негативного воздействия промышленных производств посредством применения экологических инновации в условиях применения наилучших доступных технологий, включая процессы ресурсо- и энергосбережения, энергоэффективности, применения малоотходных технологии, утилизацию и переработку отходов. То сеть принципы НДТ охватывают все процессы экологизации промышленного производства соответствующие Национальной Концепции по переходу к зеленой экономике, принятой Казахстаном в 2013 году.
Существенным отличием от предыдущих программ по экологизации экономики — это институциональный характер в подходах реализации перехода на принципы НДТ промышленных предприятий. Предусматривающее активное их участие в создаваемых организационных структурах на базе единой площадки – Бюро НДТ со многими заинтересованными сторонами: представителей гос. органов, экспертного, профессионального и научного сообщество в формировании технологических норм и экологических требований рамках, разрабатываемых отраслевых технических справочников по НДТ, имеющих статус национальных стандартов. И как считают эксперты ОЭСЭР обеспечение прозрачности при разработке норм, правил и процедур определения НДТ будут способствовать сотрудничеству и принятию принципов НДТ промышленными предприятиями. Также решить проблемы отсутствия прозрачности природоохранного регулирования в государственном секторе.
Переход от жестких технологических требований к национальным технологическим стандартам НДТ позволит промышленным предприятиям выбрать наилучшую отраслевую технологию/практику, доступную и экономический целесообразную с учетом возможностей предприятия, согласно лучшим международным практикам.
Необходимо также отметить, своевременность национальных планов по переходу на принципы НДТ в связи с ростом общественного внимания в развитых странах к промышленным предприятиям, поставляющих энергоносители и металлы при этом оказывающие существенное негативное воздействия на окружающую среду в своих странах. Действия промышленных предприятий, недостаточно вкладывающие в природоохранные мероприятия, будут рассматриваться как экологическо-технологический демпинг, для которых Европейской комиссией будет вводится приграничный экологический налог. Учитывая, что казахстанский экспорт в Европейский союз составляет 50% от его общего объема, то появляются риски для предприятий не применяющие в своей деятельности ответственные природоохранные практики.
Таким образом, отечественным промышленным предприятиям не дожидаясь принятия новой редакции Экологического кодекса РК начать подготовку к переходу своих производств на принципы НДТ, являющихся наиболее действенным способом достижения качественного и устойчивого развития промышленных предприятий и экономики в целом без существенного ущерба для природной среды и здоровья граждан.